Популярно о спецодежде и СИЗ
Главная » Статьи » Интервью

У нас и у наших клиентов общая цель - защитить людей от рисков


Алексей Мельников, генеральный директор ЗАО «ФПГ Энергоконтракт»


Группа компаний «Энергоконтракт» специализируется на защите персонала топливно-энергетического комплекса, транспортной, лесозаготовительной и металлургической отраслей России от профессиональных рисков.
Основана в 1994 году.
В 1998 году  специалисты «Энергоконтракта» разработали первый российский дугостойкий костюм. На сегодняшний день ассортимент СИЗ «Энергоконтракта» включает свыше 250 моделей зимних и летних комплектов для защиты от термических и биологических рисков, механических повреждений.
Собственный научно-конструкторский центр и современная производственная база позволяют Энергоконтракту разрабатывать технически сложную многофункциональную спецодежду под конкретные потребности заказчика и с учетом специфики каждого производства.
Оборот компании за 2014 год по данным бухгалтерского отчета - 3,9 млрд. руб. 
Корпоративный сайт http://www.energocontract.ru


Getsiz: Расскажите, как была создана Группа компаний «Энергоконтракт» 

А.Мельников: «Энергоконтракт» был создан в начале 1990-х годов и первоначально работал по традиционной для большинства компаний на рынке спецодежды схеме: полученные заказы размещались на швейных фабриках, а продукция поставлялась заказчикам. Разве что спрос с подрядчиков был серьезнее: мы понимали, что просто отшить – недостаточно, нужно отшить хорошо, и максимально старались брак не допускать. Некоторые заказы привозили из-за рубежа.


Всё изменилось в 1999 году, когда поступило поручение изучить мировой опыт производства защитной одежды и найти самые эффективные варианты для создания российского костюма для защиты от электродуги. Речь зашла уже о собственной команде ученых, специалистов-технологов и совсем другом уровне ответственности. Многие из тех, кто стоял у истоков создания первого дугостойкого костюма, до сих пор работают в «Энергоконтракте».

Как родилась идея создания средств защиты от последствий воздействия электродуги? 

О серьезной защите от дуги в России задумались лишь в 1999 году – после того, как в результате несчастного случая на подстанции от воздействия электрической дуги погибли сразу 4 человека. Чтобы не допустить повторения трагедии, специалисты РАО «ЕЭС России» обратились к своим поставщикам спецодежды – компании «Энергоконтракт» – с просьбой найти эффективное средство защиты, по сути — разработать первый российский дугостойкий костюм.

Мы проанализировали мировой рынок термостойких материалов, посетили ведущие лаборатории, провели множество исследований и экспериментов. Хлопок с пропитками отвергли сразу -  невозможно гарантировать, что этот материал сохранит свои защитные свойства после стирок, воздействия солнца и других внешних факторов.

Наилучшие результаты в ходе испытаний показали ткани из арамидных волокон. Их термостойкие свойства являются постоянными, то есть не снижаются под воздействием каких-либо внешних факторов и не зависят от количества стирок. Под воздействием высокой температуры на арамидной ткани образуется прочный углеродистый слой, который препятствует проникновению теплового потока под одежду и сводит к минимуму вероятность получения ожогов.

Тогда, в 2000-м, мы начали возить костюмы в европейскую лабораторию — тестировать на специальных установках, воспроизводящих условия аварийной ситуации: электрическую дугу и открытое пламя.

Например, в огневой установке в течение 4 секунд из 12 горелок подается пламя, в это время температура в боксе превышает 1000 градусов. Разница после испытаний костюмов в таких условиях оказалась для нас определяющей: площадь ожогов у человека, защищенного костюмом из арамидов — 2%, обычный х/б костюм с огнезащитной пропиткой в тех же условиях дает поражение 60-77%. Все это и определило наш выбор метаарамидных материалов для защиты от электрической дуги.

Кто, кроме основателей, сотрудников «Энергоконтракта», помогал Вам развивать направление защиты от электродуги?

Тут лучше всего подойдет пусть и шаблонная, но честная фраза: «главные наши союзники – это наши заказчики». У нас с клиентами общая цель – максимально защитить людей от наиболее опасных профессиональных рисков.



Благодаря общению с теми, кто непосредственно использует спецодежду, у «Энергоконтракта» появились уникальные разработки, ставшие популярными среди энергетиков. Например, необходимость выпуска термостойкого свитера стала очевидна в ходе изучения статистики несчастных случаев. Оказалось, в межсезонье, когда в зимнем костюме уже жарко, а в летнем еще прохладно, сотрудники надевали под костюм домашнюю легкоплавкую одежду, которая в случае возникновения аварийной ситуации вызывала сильнейшие ожоги.

Ещё один яркий пример – история создания костюма для проведения сварочных работ. Наши специалисты провели немало времени, изучая реальные условия, в которых работают сварщики, анализируя характерные рабочие позы, изучая специфику рисков. Затем мы провели масштабный опрос – нас интересовало, чем не нравится людям уже существующая на рынке спецодежда. Оказалось, что работников не устраивал вес костюмов, их быстрый износ, неудобство в использовании.

Вы только представьте – людям приходится в жару по 8 часов работать в костюме, например, из кожи, да ещё и скроенном, как роба! То есть согнуть руку в локте в таком костюме – целая проблема из-за толщины и жесткости материала.

Сидя в офисе, таких подробностей не узнаешь, нужно вникнуть в нюансы рабочего процесса, испытать костюм на себе, прочувствовать, провести не одну беседу и, наконец, собрать все возможные замечания и пожелания от тех людей, для которых создаются средства защиты. Только после этого можно составить обобщенный образ «идеального костюма».



Можно ли сказать, что российские стандарты по защите от воздействия электродуги одни из самых жестких в мире? 

Да, это действительно так. Но высокие стандарты оправданы высокими рисками. В российской энергосистеме только 5-7% подстанций полностью автоматизированы. В США, Европе эти цифры значительно выше — в среднем 60%, в связи с этим оперативные переключения происходят крайне редко.

В этих странах нет практики проведения планово-предупредительных ремонтов, оборудование функционирует непрерывно в течение всего срока эксплуатации, а затем просто выводится из работы.

В случае необходимости в зарубежной практике применяются методы полного вывода подстанции с обесточиванием всего оборудования, поэтому проведение ремонтных или регламентных работ происходит без риска получения электротравм.

Понятно, что люди там по минимуму задействованы в зонах риска возникновения электрической дуги.

Есть ли у Вас какие - либо данные о том, как изменился травматизм от воздействия электродуги с момента создания первого дугостойкого костюма и введения соответствующих стандартов?

По официальным данным, электротравматизм снизился почти в два раза. Но опять же, это только по официальным данным: несчастные случаи со счастливым концом в статистику попадают крайне редко.

Кроме того, Минтруд России собирает данные по электротравматизму в целом, не разделяя их на последствия воздействия дуги и, скажем, электромагнитных полей.

Со своей стороны мы фиксируем статистику спасенных жизней, выявляем ошибки в применении СИЗ, помогаем службам, ответственным за состояние охраны труда, повысить сознательность и культуру использования СИЗ. В итоге получается не только спасти жизнь людей, но и перераспределить статистику травм, переведя часть из них из категории тяжелых в легкие.

Несмотря на периодические экономические кризисы в стране Ваша компания инвестировала в собственное производство в России более 1 млрд рублей и продолжает и дальше инвестировать. Почему Вы это делаете, ведь не секрет, что настроения сейчас в бизнес - среде не совсем оптимистичные? 

Если бы мы не локализовали всю производственную цепочку под собственным контролем, то рисковали бы большим, чем деньги, — репутацией и, возможно, здоровьем тех, кто использует нашу одежду.

Собственную программу локализации «Энергоконтракт» реализует с 2007 года. Мы начали с пошива и раскроя и затем стали двигаться вглубь производственного процесса.

В прошлом году запустили ткацкий комплекс по производству первой российской термостойкой ткани. Таким образом, основные этапы создания защитных комплектов – от ткани до готового изделия – сейчас реализуются на собственных производственных мощностях «Энергоконтракта».

За прошедший год на ткацком комплексе «Энергоконтракта» было соткано более 1 миллиона погонных метров. В целом, по нашей оценке, его производственных мощностей достаточно для того, чтобы полностью удовлетворить потребности российских компаний в термостойких средствах индивидуальной защиты.

Локализация производства дала нам возможность запустить в текущем году собственную программу качества Energocontract Quality Program. Она ещё раз подтверждает нашу ответственность за контроль качества на всех этапах производства продукции, отлаженную систему получения обратной связи, проведение испытаний. Этим шагом мы хотим подчеркнуть и то, что никакие экономические сложности не должны сказаться на защитных свойствах продукции: можно и нужно сокращать издержки, но качество должно оставаться неизменно высоким.

«Энергоконтракт» традиционно  проводит не только обязательные сертификационные испытания, но и добровольные, подтверждающие, в том числе, повышенные физико-механические свойства нашей продукции. Для получения максимально точных данных дугостойкая защита испытывается во всех существующих на сегодняшний день аккредитованных лабораториях: в Канаде, России, Испании и Швейцарии.

Благодаря таким глубоким исследованиям мы гораздо больше знаем о своей одежде и дугостойких материалах, чем производитель, который ограничивается обязательными испытаниями один раз в пять лет.

Производственный комплекс ГК «Энергоконтракт» в Подмосковье


Комплекс занимает площадь свыше 24 000 кв. м


Первый в России ткацкий комплекс по производству арамидных тканей

Вы активно участвуете не только в российских выставках, но и в международных. Стенд Вашей компании был и на выставке A+A в Дюссельдорфе в 2015 году. С какой целью Вы присутствуете на международных выставках? 

Для нас это и информативное, и имиджевое мероприятие. На А+А традиционно демонстрируются передовые разработки всемирно известных брендов: HellyHansen, Lion, Dassy, Uvex, Heroc, Honeywell и других.

Интересно наблюдать за реакцией европейских и американских посетителей выставки. Это неподдельная заинтересованность, уважение и в хорошем смысле слова удивление – средства защиты, которые по многим параметрам превосходят западные аналоги, производятся в России.

У посетителей из разных стран есть интерес к нашей продукции, а сегодня, в условиях слабого рубля, растет и её экономическая привлекательность. Костюм для защиты от укусов клещей каждый раз привлекает внимание посетителей из Германии, Чехии и Австрии, где проблема распространения клещевых инфекций стоит не менее остро, чем в России. Антипропильная защита заинтересовала словенцев, которые отметили качество и немало удивились тому, что российский костюм прошел испытания и сертифицирован по европейскому стандарту EN 381.

На А+А мы не только и не столько демонстрируем собственные разработки. Это сигнал мировому рынку спецодежды: российское – значит современное, надежное и качественное.


Гости выставки A+A обсуждают российский противоклещевой костюм Биостоп
 
Вы много лет сотрудничали и сотрудничаете с крупными зарубежными компаниями: Dupont, Uvex и др. Как Вы считаете, опыт крупных западных компаний в управлении, маркетинге, производстве применим в России? Или все наработки необходимо адаптировать с учетом российских условий? 

Причина, по которой многие маркетинговые подходы, с успехом примененные в других странах, в России буксуют, – именно в том, что их пытаются тиражировать без учета менталитета, экономической ситуации, обширной географии. «Энергоконтракт» старается таких ошибок не допускать.

Наша компания берет из мировой экономической практики наиболее эффективные модели управления. Внедренная у нас система менеджмента качества, соответствующая международному стандарту ГОСТ ISO 9001-2011, практика непрерывного совершенствования процессов производства и управления, основанная на принципах кайдзен, – это далеко не полный перечень заимствований из мировой практики, которые стоит применять в России.

8 лет назад Вы выпустили на рынок новое изделие Вашего производства - уникальный противоэнцефалитный костюм
БИОСТОП®. Энергоконтракт провел много дорогих и долгих испытаний данного костюма, прежде чем запустить в серию. Цена на него была существенно выше сложившихся рыночных цен, и многие со скепсисом относились к перспективам продажи данного костюма. Насколько я знаю, этот проект стал успешным для Энергоконтракта. Расскажите о создании данного костюма, каковы продажи данного изделия на сегодняшний год?

Запрос на разработку спецодежды от клещей поступил от энергетиков. Проблема была в том, что, несмотря на использование спреев, люди, работающие на открытых подстанциях и высоковольтных ЛЭП, снимали с себя до 40 клещей за смену. А Вы, наверняка, знаете, насколько опасны эти паразиты.

Нужна была такая защита, какой прежде в России не было. Запрос заканчивался примерно так: «Вы же создали самую эффективную защиту от дуги. Пришло время придумать такую же 100%-ную защиту и от клещей». Основные требования сводились к эффективной защите от клещей и комаров, безопасности для человека и эргономичности, ведь в этой одежде люди должны были работать несколько часов в сутки.

Проанализировав все существующие варианты, мы сделали вывод, что новая спецодежда должна обладать двумя механизмами защиты: химическим и механическим. Химическую защиту, смертоносный для паразитов акарицид, изобретать не потребовалось. Но как закрепить пропитку на ткани так, чтобы она была устойчива к воздействию внешних факторов и выдерживала минимум 50 стирок?

Нам удалось найти решение этой задачи. Сейчас у
БИОСТОП® есть множество подделок и имитаций, — за эти годы многие научились подделывать ловушки и некоторые элементы механической защиты. Но никто не смог узнать секрет закрепления акарицида на ткани.

После первых опытных носок спецодежды в лесах Дальнего Востока мы поняли, что подтвердили высокую планку, заданную дугостойким костюмом. Сейчас в Заключении, написанном по результатам исследований Биостоп ведущими учеными исследовательского института Роспотребнадзора, говорится: «по эффективности значительно превосходит все известные отечественные и зарубежные образцы».

На сегодняшний день под защитой «Биостоп» примерно 230 000 человек.

Как Вы оцениваете объем рынка средств защиты от электрической дуги сегодня?

Специалисты нашей компании исходят из того, что объем этого рынка составляет около 8 млрд рублей год. С гордостью отмечу, что наша компания является лидером в этом сегменте.

Как Вы видите развитие рынка спецодежды, обуви, СИЗ, не только касаемо сектора защиты от электродуги, в ближайшие 5 лет. Какие тенденции будут в России на этом рынке? 

Я считаю, что рынок СИЗ будет развиваться в двух направлениях: многофункциональность и комфорт. Уровень производительности труда в значительной степени зависит от того, насколько удобно человеку в рабочей одежде и обуви. Комфортная одежда уменьшает физическое и психическое напряжение.

Многофункциональная спецодежда уже есть и на российском, и на международном рынке. Например, на той же выставке А+А был представлен комбинезон, который защищает и от термического воздействия, и от риска падения с высоты: по периметру прошита стропа, на спину выведено несколько шлевок, к которым крепятся страховочные тросы.

У нас большой модельный ряд спецодежды, защищающей сразу от нескольких рисков. Пока все рекорды по многофункциональности бьёт противоэнцефалитный костюм, выполненный из арамидной ткани с металлизированным волокном, да ещё и с масловодоотталкивающей отделкой. Он защищает сразу от шести факторов: укусов клещей, теплового воздействия электрической дуги, открытого пламени, статического электричества, легкого намокания и общепроизводственных загрязнений. Шесть в одном – это удобно.

Между тем сложности в экономике будут, на мой взгляд, диктовать российским производителям некоторую осторожность в части финансовых вложений, что может отрицательно сказаться на объеме научно-исследовательских разработок и количестве новых идей.

Не исключено, что в денежном выражении рынок будет расти (эту тенденцию мы увидели и по итогам 2015 года). Это вполне объяснимо: производители повышают стоимость продукции. Однако вырастет ли он в абсолютном выражении – большой вопрос.
 
Над чем новым работает сейчас, если не секрет, компания Энергоконтракт? Какие новые изделия Ваша компания выпускает в ближайший год? 

Ответ на этот вопрос напрямую связан с предыдущим. Добившись максимально высокого уровня защиты от электрической дуги, в ближайшие годы мы планируем заниматься совершенствованием конструкции и показателей комфортности  текущих моделей. Конечно, здесь многое зависит и от наших заказчиков. Если мы получим интересный и экономически оправданный запрос на разработку защиты от нового для нас  профессионального риска, то, возможно, начнем работу над этим продуктом.

Каков основной принцип работы компании «Энергоконтракт»?

Главный принцип — это честный и открытый диалог с клиентами и партнерами.
 
 

Категория: Интервью | Добавил: Монблан (24.08.2016)
Просмотров: 1980 | Рейтинг: 4.2/6
Всего комментариев: 0
avatar